Фото Ветропрах
Для того, чтобы понять, как обстояли дела с домашней студией и малобюджетными записями начального периода творчества, необходимо вернуться во времена проекта Ad-Patres.

В конце 90-х годов в Белгороде не так-то просто было раздобыть фирменный, отлажено звучащий инструмент, поскольку спрос на такие вещи был очень велик, а предложений почти не было. Поэтому, как и многие начинающие музыканты, наши герои пытались использовать в своём творчестве найденные где-то или дёшево купленные по объявлению инструменты советского производства. Гитара Стелла, микрофон Смена, примочка Лель, фузз-педаль Спектр 3 и огромный гитарный процессор, напоминающий советский кассовый аппарат, Лидер 2, были первыми инструментами на вооружении у Ad-Patres. Отрадой тогдашнего звучания были разве что бас Orfeus и клавиши с довольно обширным звуковым банком Casio SA-11.

Появление первых композиций Ветропраха, ставших позже песнями Летопись Руси, В небе пожар и К праотцам, обозначилось в черновом варианте ещё в 2000 году. Немного позже, в начале 2001 года, путём многократных наложений на магнитофонную плёнку было записано пробное инструментальное демо под рабочим названием Antagonia. Для этого использовались копия гитары Gibson Les Paul, гитарный процессор DOD G-7, а также модернизированный бас Orfeus. Ударные были записаны живьём на установке Amati в музыкальной каморке Дворца культуры БелГТАСМ на обычный речевой диктофон. В итоге демо представляло собой всего шесть треков на стандартной аудиокассете.

Нетрудно догадаться, что, несмотря на все звукорежиссёрские старания, качество материала оставляло желать лучшего, поэтому было решено даже не пытаться записывать к нему вокал, и первая сырая запись так и осталась в виде инструментала. Тем более, с приобретением компьютера внезапно открылись новые горизонты для цифровой записи и экспериментов со звуком. Наконец-то кассетное шипение, несбалансированность каналов, извечные шумы, помехи и фон исчезли, как мрачные тени прошлого. Множество музыкальных редакторов и программ, таких, как FL Studio, Sound Forge, Yamaha Station и так далее, ждали своего часа для скорейшего освоения и применения. Посему было принято решение перезаписать все треки, включая несколько новых композиций, в цифровом формате.

Итак, Николай Сенекс вновь приступил к работе, и к концу 2002 года им был полностью записан и сведён весь обновлённый музыкальный материал. Конечно, обработка звука шла путём постоянного эксперимента, проб и ошибок и отняла довольно много сил и времени, но результат был несоизмеримо выше всех предыдущих. Оцифровка исходного сигнала велась через звуковую карту SoundMAX. Между прочим слежует заметить, что в работе были использованы те же инструменты, что и при демо-записи, разве что основная гитара была заменена на Lead Star. Партии ударных инструментов с этих пор решено было программировать на компьютере, чтобы избежать предшествующих трудностей живой записи. Задуманный и опробованный ранее гитарный саунд был в целом сохранён, кроме того, в альбоме появились полностью клавишные композиции, собранные из живых wav-семплов и даже электронный ремикс на одну из наиболее запоминающихся вещей Дьявольский булат.

Текст песен к тому времени был уже основательно проработан, оставалось только его озвучить. Поэтому осенью 2003 года Волод Колонтарь с энтузиазмом взялся за дело и, как говорится, постарался на славу. Наконец вокал его предстал во всём многообразии, а записан он был с помощью специально найденного для этой цели микрофона Panasonic. Альбом, как и планировалось, озаглавили Летопись Руси.

Долгожданное творение было принято первыми слушателями тепло и благосклонно. Но не обошлось и без конструктивной критики. Однако Колонтарь и Сенекс сами весьма критично подходили к альбому и хорошо понимали, что способны на большее, а потенциал Ветропраха только начал раскрываться.

Немного ранее, в августе 2003 года, Сенекс уже стал делать музыкальные наброски к новым опусам ветропраховцев и вскоре воплотил их в записи гитарного материла. Поскольку участники решили придать Ветропраху качественно новое звучание, в записи были задействованы гитара Russtone и процессор Boss ME-8. Весь саунд был оцифрован через звуковую карту AC97, по своим параметрам близкую к SoundMAX.

Концепция текста создавалась коллективом параллельно, поэтому довольно-таки скоро, в феврале 2004 года, Волод приступил к вокальной сессии и буквально за неделю записал голосовые партии почти на всю музыку. Дальнейший период времени вплоть до самой осени был посвящён прописыванию оставшихся инструментов, а также сведению и окончательной доработке альбома. Надо заметить, что клавишные инструменты благодаря цифровому эмулятору MIDI Yamaha стали теперь заметно многограннее, а акустическая гитара Flight придала своеобразие общему музыкальному колориту. По сложившейся уже традиции финальный трек Опричнина решено было сделать в электронном стиле.

На компакт-диск кроме всего прочего вошли два трека Ad-Patres, который был возрождён, но уже совсем в ином качестве. Теперь это стал исключительно кавер-проект. Эти две вещи интересны ещё и тем, что в них в полной мере отразилась концепция чистого мужского вокала. Также на альбоме имелась ещё одна заимствованная вещь Кресты. Новый альбом согласно изначальной идее получил название Грозное время и увидел свет в ноябре 2004 года в канун Великой Октябрьской Социалистической революции. Отзывы общественности на него были также в основном положительными, но ветропраховцам этого было мало. Они, не мешкая, отправили свою запись (без Ad-Patres-дополнения) в музыкальный журнал Dark City для рубрики Demo zone. К сожалению, эта рубрика вскоре закрылась, и о том, хорош или плох их альбом, рецензируемые из данного источника так и не узнали.

Не унывая, музыканты принялись раздумывать о дальнейшем развитии творчества, и тогда у Волода Колонтаря возникла мысль о совместном сайд-проекте. Дело в том, что на разработку нового качественного материала для Ветропраха требовалось время, а побочный проект из трёх-пяти песен, как вначале предполагалось, можно было реализовать в более сжатые сроки. Кроме того, очень хотелось поэкспериментировать со свежими идеями и неохваченными музыкальными стилями, вкрапление которых в Ветропрах было заведомо невозможным. Проект начал создаваться на ранее написанный текст и почти сразу получил рабочее название Гигиена мозга.

К апрелю 2005 года Сенекс уже наметил исходный музыкальный черновик и потому сразу взялся за запись новых творений. В работе на сей раз применялись звуковая карта SoundBlaster 5.1 LIVE!, уже знакомый нам гитарный процессор Boss и недавно приобретённая Николаем гитара Stagg. Сознательным нововведением стало применение архинизкой гитарной настройки и разнообразных современных синтезаторов из последних версий FL Studio. Особой оригинальностью в альбоме блеснула полностью акустическая композиция Каждый день, дополняющая плотный саунд основных треков лёгким глотком свежего воздуха и проводящая заметную параллель с Ветропрахом. В июне того же года запись музыки была завершена и фонограмма минус один полностью готова.

Что касается записи голоса, была запланирована вся палитра вокализации, начиная с ритмичного речитатива и заканчивая оперными партиями. Однако в связи с сильной занятостью членов группы эта работа шла очень сложно и медленно и растянулась вплоть до середины 2006 года. Но поскольку на завершающем этапе команда не могла себе позволить допускать нелепых ошибок в связи со спешкой, было решено не торопиться и привести задуманное к максимально возможному результату.

Также непростым делом стал мастеринг окончательно записанного и сведённого материала, который проводился в несколько этапов с применением широкого спектра новых DirectX-плагинов. Последние штрихи к портрету Гигиены Мозга были сделаны в ноябре 2006 года, и чуть позже альбом с названием Круговой Марш был представлен на суд взыскательной публики. Отзывы слушателей на этот релиз были неоднозначными и подчас диаметрально противоположными, но ветропраховцев радовало уже то, что никто из прослушавших не остался равнодушным к этому тяжёлому, чистой воды экспериментальному труду.

И вот в 2007 году, завершив наконец-то творческие метания, Колонтарь и Сенекс вернулись к развитию концепции Ветропраха и начали работать над новым альбомом. Несмотря на очевидный интерес со стороны почитателей, секреты будущего альбома пока не раскрываются. Известно лишь, что он должен поднять планку техники исполнения, звукорежиссуры и идейной составляющей творчества на ещё более высокий уровень.